Знакомство с литературой и фольклором

01.11.2022

Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции. Книга служит могучим,действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды группы. Красочно оформленная библиотечная зона группы, книжный уголок привлекает интерес и внимание детей.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребёнка, обогащать его мир, делать его интересным и полным необычных открытий.По словам В.А.Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать. Чтобы познание художественной литературы стало школой развития чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое влияние на ребенка со стороны окружающих и взрослых.

Поэтому задача педагогов ДОУ, в первую очередь, состоит в построении работы таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.

Формы и методы приобщения детей к художественной литературе.

1.Выразительное чтение вслух.

2. Использование иллюстративного комментария.

3.Иллюстрирование художественных произведений.

4. Кукольные драматизации.

5.Сюжетно ролевые игры по сюжетам литературных произведений.

6.Совместные праздники и развлечения.Хочу такой сайт

Пересказ текста подразумевает передачу детьми основного содержания рассказа или сказки,заучивание поэтического произведения наизусть, точное его выразительное его воспроизведение.

Пересказ – форма работы, интегрирующая задачи ознакомления с художественной литературой и речевого развития.

Заучивание наизусть – важнейший вид работы,способствующий развитию речи, памяти, мышления, воображения.

Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Окружение ребёнка предметами национального характера помогут детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям.

Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

Работа не будет столь плодотворной, если не помощь родителей.

Родители станут активными участниками педагогического процесса: будут принимать участие в проведении русских народных праздниках, в украшении зала к русским народным праздникам: «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица».

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности.

В рамках работы по этому направлению проводится непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с традициями, праздниками и обрядами русского народа, знакомство с народным костюмом и декоративно-прикладным искусством, русскими народными сказками, потешками, пословицами, поговорками.

В мире вещей отразилась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи (гжель, жостовская роспись, городецкая роспись и хохлома) на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке, резьбе по дереву; причудливые деревянные и глиняные игрушки.

Работа по данному направлению является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 15.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (86342) 4-00-52

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».